Без ненужного шума: около 1,5 млн жителей Гватемалы приняли православие
Около полутора миллионов индейцев майя в Гватемале считают себя православными. Об этом сообщили ученые РГГУ по результатам десятилетних полевых исследований, проведенных в этой стране. Результаты опубликованы в журнале Российской академии наук «Латинская Америка».
Население Гватемалы составляет около 20 миллионов человек, в которое входят, в основном, метисы и индейцы (абсолютное большинство составляют группы майя). Директор Мезоамериканского Центра им. Ю.В. Кнорозова Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Галина Ершова, проводившая исследования, выявила активное распространение православия среди общин коренного населения Гватемалы. При этом популярные открытые источники данных даже не упоминают об этом процессе.
«Мои многолетние полевые исследования показали, что в 2025 году к православным в этой стране можно отнести более полутора миллионов человек, то есть свыше 6% всего населения, и это число постоянно растет», — рассказала Галина Ершова.
Еще в конце XIX века по индейцам ударили так называемые «либеральные реформы» президента Хусто Руфино Барриоса, включавшие запрет в стране католицизма, отметила исследователь. Это было сделано, чтобы открыть путь денежным потокам от немецких и североамериканских протестантов, которые начали скупать индейские земли для своих кофейных плантаций. В 1872 году были запрещены все религиозные общины, а их собственность незаконно изъята. Так индейцы остались без своих земель и без денег. Им отводилась роль бесправных пеонов на немецких кофейных плантациях.
Обнищавшие индейские общины окончательно закрылись от внешнего мира. В это время большое значение приобрели религиозные объединения индейцев — кофрадии (cofradias). Их верования отличали приверженность древним догматам христианства, избирательное поклонение древним христианским святым и приверженность к пышной обрядности. Деятельность католической церкви в Гватемале начала медленно возрождаться только к 1936 году. Однако это уже мало что меняло для индейских общин. Традиция, по сути, была прервана. Священники возвращались, но прихожане в храмы не шли.
«Таким образом была подготовлена почва для появления в Гватемале другой традиционной христианской конфессии. Поиски индейцами новой идентичности, особой обрядности, духовности и экономической самостоятельности привели их, вслед за харизматичными лидерами, к коллективному переходу в православие», — подчеркнула исследователь.
Инициатором появления в стране православия стала Инес Айау Гарсиа, родившаяся в 1951 году в атеистической семье. В совсем юном возрасте она стала монахиней конгрегации Сестер Успения римско-католической церкви. В 1984 году она получила диплом теолога с отличием. Инес открыла для себя православие через деяния Серафима Саровского, прочитав в переводах на французский язык сочинения Николая Мотовилова и Игнатия Брянчанинова, после чего приняла православную веру.
«По инициативе Инес Айау в августе 1994 года в здании одной из католических церквей столицы была проведена первая в Гватемале православная литургия. В ответ католики отлучили монахиню от церкви, обвинили в ереси, а ее монастырь официально объявили вне закона. Но у Инес Айау был диплом теолога, она воспользовалась своим законным правом и официально зарегистрировала первую православную церковь Антиохийского патриархата», — отметила Галина Ершова.
В январе 1996 года правительство Гватемалы передало новой церкви комплекс полуразрушенных зданий приюта для сирот в центре столицы. Три монахини под руководством игуменьи Инес восстановили приют для детей младшего возраста и создали монастырь Животворящей Троицы. В 1997 году на территории приюта была освящена церковь Преображения Господня, которая стала первой приходской православной церковью в стране. За годы существования приюта в нем были крещены и приняли православие более тысячи детей.
Знаковым событием в становлении Православия в Гватемале стало освящение в 2007 году Свято-Троицкой церкви на территории монастыря Лавры Мамбре. Церковь белого цвета была воздвигнута по классическим древнерусским образцам.
«Цвета, использовавшиеся в росписи внутри церкви, подбирали русские иконописцы. Это сразу выделило православный храм на фоне яркого, нередко грубого колорита остальных гватемальских церквей. С учетом состояния полуразвалившихся римско-католических и „гаражных“ протестантских церквей, этот факт сыграл неожиданно большую роль для создания исключительно привлекательного образа Православия в Гватемале и всей Латинской Америке», — подчеркнула исследователь.
Важнейшим проектом игуменьи Инес Айау стал созданный ею в 2013 году Университет Ольги и Мануэля Айау Кордон. Она разработала концепцию бесплатного преподавания онлайн, в подготовке курсов участвуют специалисты из разных стран, в первую очередь, преподаватели РГГУ.
«C первых дней монастырь начал переводить на испанский язык наиболее важные тексты: литургию, акафисты, катехизис, молитвенники, жития важных святых, евангелия, каноны. И это лучшие версии православных текстов на испанском языке в мире. Важным направлением стала библеистика — изучение основных христианских текстов. Это позволяет готовить православных священников, которых так недостает в странах Латинской Америки», — рассказала Галина Ершова.
Глава МИД России Сергей Лавров дважды посещал приют и монастырь, встречаясь с игуменьей Инес. Она была награждена Орденом Дружбы (2010), медалью Минобрнауки «За милосердие и благотворительность» (2010); является Почетным доктором гуманитарных наук Православной семинарии св. Владимира, США (2013) и Почетным доктором РГГУ (2015).

