
Место силы: в столице состоялось открытие памятника метростроевцам всех поколений
2 октября в России отмечают День метростроителя. В честь праздника сегодня на Сокольнической площади, в сквере Московского метро в день 94-й годовщины со дня образования организации «Метрострой».
Памятник призван не только увековечить героические свершения первопроходцев Мосметрополитена – первого в истории страны, но и отдать дань уважения самоотверженности метростроителей прошлого, совершивших трудовой подвиг в создании семи российских метрополитенов, и их современным последователям.
Монументальная композиция представляет собой фрагмент тоннеля в натуральную величину. Ее герои – первостроитель с киркой и проходчик с отбойным молотком прорубают тоннель подземки. При этом контуры тоннеля напоминают проходческий щит, работа которого постепенно вытесняет тяжелый ручной труд на прокладке метро.
Композиция выполнена из бронзы, постамент облицован гранитом – одним из основных материалов отделки на станциях метрополитена – износостойким и долговечным.
С тыльной стороны монумента предстает рельефная карта столицы 1935 года с прочерченной «красной» линией метрополитена, а на постаменте установлена бронзовая карта, повествующая, что 10 марта 1931 года во дворе дома 13 по улице Русаковской было начато строительство первой очереди столичного метро.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Максим Гаман рассказал, что именно в этот день в России отмечается профессиональный праздник метростроителей – представителей героической профессии, каждодневным трудом создающих сложнейшую подземную инфраструктуру.
«Набранные за последние 15 лет благодаря инициативе мэра Москвы Сергея Собянина высокие темпы строительства новых линий и станций столичного метро актуализировали важность профессии метростроителя для города, — сказал Максим Гаман. — В своей работе мы опираемся на принципы и методы, заложенные предшественниками еще во времена создания первой очереди подземки. Открытый памятник подчеркивает эту преемственность поколений и сопричастность общему делу на благо Москвы и москвичей».
«Шесть лет назад комиссия Мосгордумы по монументальному искусству поддержала предложение по установке памятной скульптуры метростроителям», — проиллюстрировал историю вопроса генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков.
Он подчеркнул, что столичный метрополитен стал символом трудовых побед и инженерного гения, а также особой роли метростроителей.
«Одним из главных направлений грандиозного проекта по сооружению метро, особенно на начальном его этапе, — заявил он, — было не только создание удобного транспортного сообщения в столице, но и демонстрация мощи нашего государства. Поэтому роль открывающегося монумента приобретает особое значение», — добавил он.
Первый заместитель главы Минстроя России Александр Ломакин указал, что за такими видами транспорта как метрополитен и метротрамвай, большое будущее.
В свою очередь председатель Московской городской думы Алексей Шапошников, отметил, что столичный метрополитен – уникальнейшее явление по безопасности, комфорту и чистоте. «Мы еще удивим весь мир теми подвигами, которые происходят каждый день при строительстве и эксплуатации метро. Московское метро – лучшее метро в мире, в Лучшем городе Земли», — подчеркнул он.
«Мы строим сейчас три новых линии и это все благодаря метростроителям, которые своим тяжелым трудом создают новые объекты, которые позволяют москвичам и гостям столицы ежедневно пользоваться общественным транспортом», — подчеркнул заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
Автор проекта Вильдар Юсупов сообщил, что, размышляя над идеей создания монумента, ему в первую очередь хотелось, чтобы композиция рассказывала о самоотверженности трудового коллектива метростроевцев.
«В этой работе для меня, как для скульптора, важно, чтобы монумент был наполнен мощной энергией человека-строителя, который покорил стихию земли, создав под землей современную, комфортную среду», — заявил автор.
«Монумент «Метростроителям России» символизирует взаимосвязь, дружбу и преемственность поколений метростроителей», — поделился Борис Пригода, председатель Совета ветеранов войны и труда «Мосметростроя», — не случайно слово дружба для нас, ветеранов, которые учились у легендарных первопроходцев не только работать, но и жить, одно из самых важных».
Он рассказал, что задача государственной важности, которую в сложнейших условиях решали метростроители первых очередей метро, сформировала уникальный многонациональный коллектив, буквально выковала когорту самоотверженных, но удивительно сплоченных людей. «Они были вместе и в забое, и в учебе, и на отдыхе», — сказал ветеран.
Завершился праздник трансляцией репортажа от столичных метростроителей: на новой Рублево-Архангельской линии завершена проходка тоннеля на участке между станциями «Бульвар Генерала Карбышева» и «Серебряный Бор».