Нестандартная Арктика: к строительству в зоне мерзлоты нужны новые подходы
Обо всем

Нестандартная Арктика: к строительству в зоне мерзлоты нужны новые подходы

Shutterstock/FOTODOM Амбициозный план реализации мастер-планов развития опорных населенных пунктов (ОНП) Арктической зоны РФ (АЗРФ) представил на совещании в Совете Федерации директор Департамента развития АЗРФ и реализации инфраструктурных проектов Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития России) Илья Чернов. Предстоящие перемены коснутся 1,7 млн человек, проживающих в 19 ОНП. Впечатляет и прирост инвестиций в основной капитал до 2035 года: в новые проекты планируется направить 19 трлн рублей инвестиций, а валовой городской продукт возрастет с 3 до 5 трлн рублей.

По словам проводившего совещание заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сахамина Афанасьева, разработанные для арктических агломераций мастер-планы определяют стратегию комплексного развития территорий, ключевые отрасли и приоритетные проекты, а комплексные планы долгосрочного социально-экономического развития должны стать инструментом реализации мастер-планов. «На реализацию таких планов потребуются значительные бюджетные ассигнования. В текущих условиях необходимо обеспечить приоритезацию финансирования таких объектов. Сейчас эта работа уже проводится. Возможно, потребуется проработать новые инструменты и механизмы финансирования», — считает сенатор.

Всестороннее развитие

Реализация намеченных мер позволит решить наиболее острые проблемы, волнующие жителей арктических ОНП. Так, в Кемско-Беломорской агломерации планируется реконструировать автомобильную дорогу «Кемь— Рабочеоостровск», водозаборные сооружения из подземных источников и открытый спортивный стадион в городе Кемь. Всего же инвестиции в проекты, направленные на развитие ОНП Республики Карелии, составят 10,8 млрд рублей.

Еще больше планируется объем инвестиций в проекты для развития ОНП Республики Коми — 277,9 млрд рублей. В Воркуте они позволят капитально отремонтировать Усинский водовод, построить мусоросортировочный комплекс, осуществить капитальный ремонт кольцевой автодороги.

Особенно впечатляет предстоящий поток инвестиций в развитие ОНП Мурманской области. Так, в Мончегорске инвестиции в проекты составят 250 млрд рублей, за их счет будут капитально отремонтированы хирургический, терапевтический и административный корпуса патологоанатомического отделения, созданы индустриальный парк и новые спортивные объекты, модернизированы тепловые, водопроводные и канализационные сети. Благодаря инвестициям в проекты на территории Кировско-Апатитской агломерации на сумму 1 871 млрд рублей планируется модернизировать больничный городок в Кировске, обеспечить системой оснежения и инженерной инфраструктурой северный склон горы Айкуайвенчорр и расселить аварийный жилищный фонд. В этой агломерации намечена реализация ресурсной базы АО «Апатит» и Кольской АЭС.

Наибольшая сумма инвестиций — 3 071 млрд рублей — предусматривается для развития ОНП в Мурманской агломерации, в которую входят городские округа Мурманск и Североморск и муниципальное образование Кольский муниципальный район. Кроме комплексного ремонта жилых домов и строительства крытого футбольного манежа, в областном центре будет реконструировано здание Драматического театра Северного флота. В числе крупнейших проектов агломерации — увеличение провозной способности железнодорожных подходов к порту Мурманска, производство СПГ, судоремонтные кластеры.

Представитель Минвостокразвития России также отметил, что в трех агломерациях Мурманской области в совокупности проживают практически полмиллиона жителей — большая часть населения региона. Здесь планируется реализовать около 80 инвестиционных проектов более чем на 5 трлн рублей — больше, чем в других агломерациях, за исключением Красноярского края.

В рамках бюджета

Илья Чернов сообщил, что в настоящее время из утвержденного правительством РФ перечня из 19 арктических ОНП мастер-планы разработаны для 16, так как агломерация Эгвекинот в Чукотском автономном округе, Белоярский и Берёзовский муниципальные районы в Ханты-Мансийском АО были внесены в этот перечень недавно. В марте на VI Международном арктическом форуме все они были доложены президенту РФ, и в конце октября правительство утвердило долгосрочные комплексные планы их социально-экономического развития до 2035 года, предусматривающие реализацию 516 мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, медицины, образования, спорта, культуры, создания техно- и бизнес-парков. Общий объем финансирования составляет 2,9 трлн рублей, из них 1,7 трлн — внебюджетные средства, остальная часть поровну распределена между федеральным и региональными бюджетами.

Илья Чернов отметил, что потребность в федеральном бюджете до 2035 года составляет 555 млрд рублей, из которых до 2030-го будет необходимо чуть более 300 млрд. Учитывая потребность в значительном объеме федеральных средств, важно максимально эффективно использовать все имеющиеся механизмы господдержки. Такую работу Минвостокразвития совместно с другими федеральными органам исполнительной власти ведет на постоянной основе. С этой целью созданы отдельные разделы в пяти нацпроектах, которые содержат мероприятия на общую сумму 106 млрд рублей. Также арктическим регионам одобрено списание двух третей задолженности на реализацию мероприятий долгосрочных комплексных планов в объеме 35 млрд рублей и выделены отдельные лимиты казначейских инфраструктурных кредитов на сумму 30 млрд рублей. При этом основным инструментом станет доведение 5% отраслевых программ на реализацию долгосрочных комплексных планов.

Директор Департамента комплексного развития территорий Минстроя России Мария Синичич обратила внимание участников совещания на то, что по отдельным регионам, в том числе по Мурманской области, наблюдается большой бюджетный дефицит.

Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов России Константин Цекоев подчеркнул, что в текущих экономических и бюджетных реалиях особо важную роль приобретают функции координации и контроля за действиями всех участников мастер-планов. «И в этом смысле Минвосток должен стать единым центром, единым окном по синхронизации действий всех участников, чтобы мастер-планы действительно стали инструментом, благодаря которому граждане смогут почувствовать улучшение качества жизни, а не одним из возможных сценариев, которые так и останутся на бумаге», — заявил он.

Бизнес подставляет плечо

Поскольку основная нагрузка по развитию инфраструктуры ОНП ложится на внебюджетные источники финансирования, Сахамин Афанасьев подчеркнул, что важно привлекать к этой работе компании, которые ведут свою деятельность в Арктике. «Можно привести много положительных примеров партнерства бизнеса и власти. Один из ярких — реновация Норильска. В городе в рамках комплексного плана его развития с участием бизнеса строятся жилые дома, детсады, школа, поликлиника», — отметил сенатор.

Вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК «Норильский никель» Андрей Грачёв напомнил, что компания «Норникель» обеспечивает 5,7% валового внутреннего продукта арктических регионов России, и в понимании компании ОНП должны стать точками роста для арктических территорий страны. Деятельность компании выходит далеко за рамки коммерческой выгоды: за последние 10 лет в развитие социальной инфраструктуры, в волонтерские, благотворительные и спонсорские программы в регионах своего присутствия компания направила более 350 млрд рублей. Сейчас «Норникель» как в партнерстве с органами власти, так и самостоятельно развивает арктические города Дудинка, Заполярный, Мончегорск, Норильск и поселок Никель.

Перейдя к проблемам в этой деятельности, Андрей Грачёв остановился на вопросах стандартизации, отметив, что во многих субъектах Крайнего Севера формируются новые арктические стандарты, которые должны стать стандартами для всех арктических регионов. Примером тому, по словам докладчика, могут служить теплые остановки. Что касается социальных стандартов, то вице-президент ГМК «Норникель» поднял вопрос о необходимости адаптации программы Минобрнауки России «Приоритет-2030» под арктические вузы. Сейчас для того, чтобы стать участником этой программы, численность студентов должна быть не менее 4 тыс. человек, а совокупный доход не менее миллиарда рублей, что для арктических городов нереально. Нуждается в корректировке и программа поддержки кампусов, которая в настоящее время рассчитана на города с численностью населения более 300 тыс. человек, что не позволяет принять в ней участие арктическим городам. По мнению Андрея Грачёва, с учетом специфики Крайнего Севера надо пересмотреть и ряд технических стандартов; например, требование о том, чтобы энергетические кабели отстояли от других коммуникаций не менее чем на 20 м, в условиях вечной мерзлоты, где коммуникации прокладываются, в основном, поверху, он назвал нонсенсом.

В вопросе о необходимости совершенствования нормативной базы Андрея Грачёва поддержал руководитель Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края Антон Нарчуганов. Он отметил, что доставка стройматериалов в населенные пункты, расположенные на берегу Северного Ледовитого океана, существенно удорожает стоимость проектов. «По нормативам, когда мы начинаем формировать сметную стоимость объектов, просто ни один подрядчик не выходит на соответствующие закупочные процедуры: это нереально сделать за те деньги, которые получаются по сметам», — рассказал Антон Нарчуганов и предложил внести соответствующие изменения в нормативные документы. Кроме того, по его словам, наценка на строительство связана с запретом на добычу песка и щебня в русле рек на территории Арктической зоны, и строители вынуждены завозить их по Северному морскому пути. Чтобы оптимизировать стоимость строительства, Антон Нарчуганов предложил сделать для Арктики некоторые послабления в отношении добычи общераспространенных полезных ископаемых в водоохранной зоне.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.