Ни водителя, ни кондуктора, ни «зайцев»: оцените беспилотный трамвай, представленный в Екатеринбурге
После испытаний его пустят в Верхнюю Пышму
Список устаревающих и безнадежно устаревших профессий стремительно пополняется. И в то время как этот текст пишет пока еще человек, где-то по слякоти Екатеринбурга рассекает, разбрызгивая грязь из-под колес, новенький и пока еще блестящий трамвай без водителя. Правда, и без пассажиров. Потому что новому транспорту еще нужно пройти испытания. Чем он и занимается. Его за этим делом еще и на видео сняли.
Оглавление
ToggleВидео беспилотного трамвая «Львенок» в Екатеринбурге
Зачем нужны беспилотные трамваи
Как выяснилось, водители трамваю только мешают. Наши коллеги из издания E1.RU побывали на форуме «Города России», где презентовали трамвай. И там создатели транспортной новинки рассказали, что беспилотный трамвай — это повышенная скорость движения вагонов, низкое количество задержек и такая же низкая аварийность по вине водителей.
«Статистика, которую сейчас мы можем привести, основывается прежде всего на Санкт-Петербурге как на крупнейшей трамвайной сети в России, где системой помощи оборудованы более трехсот трамваев. В 2023 году было 718 ДТП с участием трамвая, в 2024-м — 41. Реально очень серьезные цифры, мы практически убираем ДТП», — сообщил генеральный директор «ТМХ-Интеллектуальные системы» Андрей Романчиков.
На данном этапе рановато говорить о том, что трамвай такой уж безопасный. Пока без помощи человека он научился только обслуживание в депо проходить да препятствия на своем пути «видеть»: система распознавания определяет расстояние до объекта и траекторию его движения, вагон автоматически останавливается за 7-10 метров до помехи на путях, а возобновляет движение после их устранения. Испытания проводят в разных погодных условиях: в туман, дождь, снегопад.
Трамваю предстоит учиться, учиться и еще раз учиться. Но когда он пройдет испытания, его пустят между двумя городами — Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Расстояние между городами, конечно, не самое внушительное, но факт наличия там действующей линии когда-то сделал 333-й номер первым в России междугородним трамваем.
Когда трамвай выйдет на линию, в нем не будет не только водителя, но и кондуктора. Но уральские транспортники не боятся разориться — работа с зайцами уже отточена. В Екатеринбурге не первый год как внедрили бескондукторную систему.
«В дебютном году неплательщиков было 20-30%, поскольку в трамваях работали валидаторы. Но сегодня на линии есть контролеры, и процент „зайцев“ снизился до 4-5%. Это один из лучших показателей по стране на маршрутах с бескондукторной системой», — рассказывал гендиректор компании «Верхнепышминский трамвай» Игорь Заварзин.
У компании есть система подсчета пассажиропотока, и участки, где садится больше всего безбилетников, а также время, когда они особенно активизируются, всем давно известны. Так что контроллеры приходят за «зайцами» буквально адресно.
Вы хотите видеть беспилотный пассажирский транспорт на улицах своего города?
Еще немного, и Екатеринбург вообще станет трамвайной столицей России. Не так давно здесь прошел обкатку первый в России 5-секционный трамвай.

