Олег Меньшиков до сих пор просит прощения у Михалкова: «Подвёл»
Олег Меньшиков завоевал сердца зрителей театра и кино благодаря своему уникальному таланту. Однако в актёрской среде он заработал репутацию скандалиста и деспота. "Я до сих пор прошу у Михалкова прощения за то, что подвёл его", — признавался Меньшиков.
Будущий актёр родился в Серпухове в семье военного инженера и врача-невропатолога. Вскоре после его появления на свет родители переехали на юг Москвы.
По инициативе матери он посещал музыкальную школу, где научился играть на скрипке, фортепиано и гитаре. С юных лет Олег мечтал о театре, особенно об оперетте, куда стремился попасть.
В девятом классе его заметил преподаватель Высшего театрального училища имени Щепкина Владимир Монахов. Впечатлённый музыкальными способностями юноши, он предложил ему поступить. Меньшиков с радостью согласился и быстро стал одной из главных звёзд среди студентов.

Уже во время учёбы он дебютировал в кино, снявшись в фильме «Жду и надеюсь» Сурена Шахбазяна. Затем последовала эпизодическая роль в картине «Родня» Никиты Михалкова. Потом он был приглашён режиссёром Михаилом Козаковым на роль Костика Ромина в фильме «Покровские ворота». На молодого актёра обратила внимание жена режиссёра, который искал подходящую кандидатуру на роль студента, приехавшего из провинции и живущего в коммунальной квартире. Съёмки проходили во время учёбы Меньшикова на последнем курсе.
Год спустя картина вышла на экраны, но тогда она не вызвала большого интереса и не сделала Меньшикова звездой. Лишь спустя годы зрители по-настоящему оценили и полюбили «Покровские ворота».
После «Покровских ворот» у Олега Меньшикова не было серьёзной роли 12 лет. Он снимался в небольших ролях в таких фильмах, как «Полёты во сне и наяву», «По главной улице с оркестром», «Полоса препятствий».

Михалков и Меньшиков
Когда Никита Михалков писал сценарий для «Утомлённых солнцем» (который изначально назывался «Безусловный эффект шаровой молнии»), он сразу видел в главной роли Олега Меньшикова. Существует легенда, что актёр отказывался от съёмок, избегая Михалкова. Но сам Меньшиков объяснял это так:
У меня был подписан контракт с румынским режиссёром на съёмки в фильме «Поединок». Ситуация с Михалковым была неопределённой, и вдруг он заявил: начинаем! А у меня контракт, и за его нарушение могли подать в суд. К счастью, съёмки «Поединка» перенесли на месяц и я смог отказаться от участия в проекте. После этого я позвонил Михалкову и сказал, что все проблемы решены.
Съёмки оказались непростыми: лето снимали осенью, и актёрам, включая Меньшикова, Надю Михалкову и Ингеборгу Дапкунайте, приходилось изображать беззаботное купание в ледяной воде.

«Сибирский цирюльник» третий по счёту и самый масштабный на тот момент фильм Никиты Михалкова с участием Олега Меньшикова. Режиссёр планировал снять его ещё в конце 80-х — и тогда же пробовал Меньшикова на главную роль, но проект не состоялся.
В середине 90-х, вспоминал актёр, он случайно услышал по телевизору: «Известный режиссёр Никита Михалков начинает съёмки фильма «Сибирский цирюльник». В главных ролях Олег Меньшиков, Олег Басилашвили и Владимир Ильин». «Вот это дела!» — подумал Меньшиков и позвонил Михалкову. Оказалось, что информация пошла не от режиссёра. Актёр предложил обсудить планы, если они есть, чтобы не упустить момент, ведь он собирался запускать театральный проект. Михалков попросил два дня на размышление.
Главной проблемой, как отмечали критики, было то, что Меньшикову на тот момент уже перевалило за 35, а его герою всего около 20 лет. Актёр признавался, что играть юношу было непросто:
Я волновался не только из-за внешности, хотя и это тоже. Я даже бросил курить, начал заниматься спортом и следить за собой… Но требовалось особое состояние. Как вернуть себя на два десятилетия назад, сбросить груз прожитых лет?
Михалков решил, что актёры, играющие юнкеров, перед съёмками должны провести три месяца в настоящем военном училище в Костроме. Они жили там в казарменных условиях. Меньшикову сделали послабления: «Баня полагалась два раза в неделю, а не один, как всем». Но в шесть утра он, как и остальные, вставал по команде «Подъём!» и бегал. Было непросто, но актёр считал, что только так удалось создать и передать атмосферу юнкерского братства.

Меньшиков должен был сниматься и в фильме Михалкова «12», но отказался прямо во время съёмок. По слухам, он ушёл чуть ли не посреди сцены. В одном из интервью актёр рассказал:
Я ушёл с репетиции. Подвёл Михалкова — ему пришлось искать замену. Но найти актёра для Михалкова не проблема. Мы с ним работали, но не дружили семьями, не праздновали вместе. Обидеться можно только на близкого человека, а это был просто рабочий момент. Я сказал: «Мне неинтересно, я не буду сниматься». На что тут обижаться? Я до сих пор прошу у Михалкова прощения за то, что подвёл его. Для него это был удар. Сильно задело. Но так получилось.

Олег Меньшиков честно признался, что его поведение часто выводило кинорежиссёров из себя. Он сам выбирал проекты, в которых хотел сниматься, и многим отказывал в достаточно хамской манере.


