
С Россией и Китаем в уме: Трамп и Стубб заключили сделку по ледоколам
.
МММихаил МакаровПрезидент США пообещал защищать Финляндию как союзника по НАТО.
Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп и его финский коллега Александр Стубб в Овальном кабинете Белого дома подписали меморандум о сотрудничестве в области строительства ледоколов.
Достигнутое в Вашингтоне соглашение призвано укрепить национальную безопасность США в Арктике и заложить основу для сотрудничества между Береговой охраной США и финскими промышленными компаниями. Предполагается, что Финляндия построит четыре ледокола на своих верфях в Хельсинки и прибрежном городе Раума на западе страны, а затем США воспользуются финским опытом для строительства еще семи ледоколов уже своими силами.
По данным агентства Reuters, в США контракты на три судна получит верфь в Галвестоне, штат Техас, а на остальные четыре — судостроительное предприятие в Хоуме, штат Луизиана.
Общая стоимость всех 11 ледоколов оценивается в $6,1 млрд. «Думаю, мы договорились о довольно высокой цене», — сказал Трамп, подписывая меморандум вместе со Стуббом. Финский президент со своей стороны назвал это «огромным стратегическим решением» американского лидера, отметив растущее значение Арктики.
Первый ледокол Финляндия готова поставить США в 2028 году. Как отмечает издание The Hill, ожидается, что корабли этого класса «будут использоваться в Арктике для противодействия влиянию России и Китая».
Что выберет Трамп — ДСНВ или «Томагавки»?Узнать подробнее
В последнее время ряд европейских стран, в число которых входит Финляндия, наращивают военную активность на Балтике под предлогом защиты от возможных атак беспилотников, в организации которых продолжают подозревать РФ. На этом фоне Дональд Трамп на встрече со Стуббом пообещал, что Соединенные Штаты защитят Финляндию как союзника по НАТО, если президент РФ Владимир Путин «отдаст приказ о нападении». «Но я не думаю, что он это сделает», — цитирует Reuters главу Белого дома.
В Овальном кабинете также присутствовал премьер-министр Финляндии Петтери Орпо, который подчеркнул экономическую значимость сделки для экономики Финляндии, по его словам, «очень сильно пострадавшую» из-за вооруженного конфликта на Украине.
Как отмечал «РосБалт», Стубб, известный своей жесткой критикой в адрес Москвы, сумел заручиться расположением американского лидера. В конце марта этого года финский президент совершил неожиданный визит во Флориду, где встретился с Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго. Во время игры в гольф Стуббу удалось убедить Трампа в том, что Финляндия может быть полезна для США, в связи с чем необходимо сохранять и развивать дружбу между Вашингтоном и Хельсинки. И в первую очередь речь тогда зашла как раз о строительстве судов ледового класса для Арктики.
Ранее Трамп несколько раз говорил о том, что США для укрепления национальной безопасности в Арктике нужны как минимум 40 новых ледоколов.
Финское правительство давно стремилось заключить сделку с Соединенными Штатами по ледоколам, однако все попытки ранее наталкивались на строгую интерпретацию действующего в США Закона Джонса, который отдает приоритет американского бизнесу при госфинансировании морской отрасли. Однако, как сообщает Reuters, в 2021 году Конгресс США установил, что Закон Джонса не распространяется на ледоколы, и что президент сможет своими указами отменять другие правовые ограничения, препятствующие строительству судов на иностранных верфях.
«Мы покупаем лучшие ледоколы в мире, а Финляндия известна тем, что производит как раз такие суда», — сказал Трамп о заключенной сделке.
Москва готовит жесткое наказание для ЕСУзнать подробнее
Здесь стоит отметить, что Финляндия, хотя и действительно занимает ведущие позиции в мире в проектировании и строительстве ледоколов с дизель-электрической силовой установкой, не производит атомные ледоколы. Единственной страной, где их строят, остается Россия.
При этом именно российский ледокольный флот сделал возможным создание Трансарктического транспортного коридора Азия-Европа, который уже начал эксплуатироваться в рабочем режиме. Если через Суэцкий канал судам от Владивостока до Санкт-Петербурга необходимо преодолеть 23,2 тыс. километров, то через Северный морской путь маршрут почти в два раза короче — 14,3 тыс. километров.
27 сентября глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков сообщил, что ледокольная проводка, обеспечивающая движение по Севморпути, будет осуществляться полностью российскими ледоколами,
«Капитал будет не только российский, но ледокольная проводка — эксклюзивно российская, космическое сопровождение — эксклюзивно российское, обеспечение безопасности — российское. И самое главное, наш суверенитет над Севморпутем, как я уже сказал, наш Северный флот — это наше безусловное и непременное условие использования Севморпути», — цитирует ТАСС выступление Чекункова в ходе марафона «Знание. Первые».
Из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027–2028 годы, который Госдума планирует рассмотреть в первом чтении 22 октября, следует, что на строительство головного атомного ледокола проекта «Лидер», которому присвоено имя «Россия», планируется выделить в общей сложности 52,9 млрд рублей.
Этот ледокол водоизмещением более 71 тыс. тонн с двумя реакторными установками «Ритм-400» мощностью 315 МВт станет самым мощным в мире. Его длина составит 209,2 метра при максимальной ширине 48 метров, что обеспечит проведение крупнотоннажных судов. В соответствии с техзаданием, суда проекта «Лидер» при постоянном движении с минимальной скоростью должны преодолевать льды толщиной не менее 4 метров. Главной задачей дня нового класса ледоколов станет обеспечение круглогодичной навигации по Севморпути и проведение экспедиций в Арктику.
Михаил Макаров