
Спецоперация «Утильсбор»: Минпромторг действует по законам информационной войны?
На этой неделе страсти вокруг проекта Минпромторга повысить в сотни раз ставки утильсбора для автомобилей мощностью от 160 л. с. с 1 ноября разгорелись с новой силой. Власти, участники авторынка и покупатели машин запутали друг друга до полного когнитивного диссонанса. Вопрос изучил обозреватель НИ.
Виктор Левин
Похоже, что информационное сопровождение кампании по растущему утильсбору идет по жестким законам информационной войны, в которой власть и народ оказались по разные стороны баррикад.
Год назад таблицу общего повышения ставок утильсбора с 1 января 2025 года по 2030-й годы представили за четыре месяца до ее вступления в законную силу. Участники авторынка хоть и не выразили одобрения новому налогу, но успели приготовиться к дате его вступления в силу, то бишь завезти иномарки из разных стран по старым тарифам. Ниже мы еще раз приводим этот документ, достоинства которого — в простой и понятной форме. Утильсбор в нем привязана к обьему моторов в литрах:
Некоторые эксперты даже хвалили Минпромторг, отмечая, что точные данные на пятилетку вперед уж точно не повредят планированию в автобизнесе. Жирным плюсом, конечно, оставались льготные ставки утиля для физических лиц в районе 3400-5200 рублей за одну машину.
Однако не прошло и года, как власть решила, что физические лица и посредники при заказе машин из-за рубежа жируют сверх всякой меры, привозя БМВ Х5, РАВ 4 и Мерседесы по «смешным» ставкам утильсбора. И вот 12 сентября 2025 года Минпромторг объявляет о грядущих с 1 ноября новациях, которые путают карты всех участников параллельного импорта. Считать размер утильсбора для физлиц теперь будут не в литрах, а лошадиных силах! И чтобы в льготном режиме их было не более 160.
А что, никто в министерстве не знает, что средний заказ автомобилей составляет два месяца, или 8-10 недель? — недоумевали торговцы машинами. Очевидно же, что далеко не все оплаченные в сентябре и тем более в октябре машины перейдут российские таможни до 1 ноября!
Задающие неудобные вопросы не знают, что Минпромторг действует в режиме информационной войны. А ее первое требование — внезапность. Второе — неотвратимость новаций. Кто не успел — тот опоздал! Никаких послаблений, исключений, пощады и простой человеческой эмпатии…
Правда, глас обиженного народа все-таки долетел до вице-премьера Дениса Мантурова после того, как «Деловая Россия» донесла челобитную в кабмин, где просит дать дополнительное время для оформления уже оплаченных автомобилей. Импортеров поддержали и часть депутатов Госдумы. В ответ Мантуров заверил на пленарном заседании нижней палаты 15 октября:
«Что касается обращения от общественной организации, в том числе которое поступило вчера в мой адрес, я уже дал поручение Антону Андреевичу (Алиханову, главе Минпромторга — ИФ) рассмотреть возможность на предмет перенесения на месяц срока введения этого решения. Я уверен, что мы найдем оптимальный вариант, и это всех должно удовлетворить».
СМИ и телеграмм-каналы добросовестно сообщили о словах вице-премьера в прошедшую среду, 15 октября. И что дальше? Вопрос закрыт? Жертв и пострадавших не будет?
Ничуть не бывало.
Через два дня, в пятницу 17 октября информационное пространство наполнилось уточнением, которое сводило на нет доброту и человечность правительства к тем гражданам России, кто еще бредил идеей купить иномарку по дешевке. Как оказалось, послабления в уплате утильсбора сделают только для тех, кто оплатил машины до даты опубликования проекта Минпромторга 12 сентября на портале правовых актов.
Прошел еще день, пятница сменилась субботой, а в Минпромторг, несмотря на выходной, прилетели обиженные и возмущенные голоса россиян. Видно, степень возмущения была таковой, что пресс-служба ведомства выдала в РИА Новости опровержение:
«Обращаем внимание, что информация об отсрочке вступления в силу новых правил расчёта утильсбора только для граждан, купивших автомобиль до 12 сентября, не соответствует действительности», — сказали в Минпромторге.
Хорошо. Спасибо. Но пытливый ум заставляет спросить Минпромторг: а когда именно будут введены новые ставки утильсбора? 1 ноября? 1 декабря? Или вовсе перенесут их на Новый год?
А вот тут никакой ясности как не было, так и нет. И если читать в сообщении РИА Новости не только первые два абзаца, то получается следующая картина.
Оказывается, что первый вице-премьер Мантуров еще ничего не решил по поводу дня Х, а он — цитирую РИА — «ждет от Минпромторга РФ варианты реализации переходного периода по изменениям расчета утильсбора на автомобили для завершения по старым правилам действующих оплаченных заказов.»
Предложение, в котором 11 существительных приходятся на один глагол, это просто образец бюрократического стиля. Во всяком случае автор этой статьи не берется перевести этот пассаж на общедоступный русский язык.
Может быть, позиция Минпромторга будет яснее и понятнее? Процитирую дословно:
«В Минпромторге же отметили, что учтут сроки поставки и оплаты заказанных авто из разных стран при подготовке предложений по отсрочке новых параметров утильсбора на автомобили. Министерство уже на текущей неделе доложит главе правительства Михаилу Мишустину и Мантурову по вопросу отсрочки вступления в силу новых условий».
В первом предложении абзаца тоже 11 существительных подряд. Из них ясно только то, что в министерстве «учтут сроки поставки и оплаты…» Когда учтут? И какие именно сроки поставки автомобилей?
Вопрос не праздный, учитывая, что представления о сроках поставки разные у министра Антона Алиханова и импортеров. Известный продавец немецких автомобилей Кирилл Чернов, например, открыто заявляет, что его фирма прекратила заказы на машины по льготному утилю, поскольку они в любом случае будут больше двух месяцев.
Но РБК приводит слова министра Алиханова:
«Если говорить про поставки, например из Китайской Народной Республики, из других азиатских стран, то в среднем от момента оплаты до поставки, до растаможки, проходит где-то 30 дней.»
Разница — в два раза, или на целый месяц. И она может усугубиться тем, что на дальневосточных пунктах пропуска скопились очереди из ожидающих оформления автомобилей. На Уссурийской таможне, например, стоит в очереди на оформление в 3,7 раза больше автомобилей, чем обычно.
Но мы читаем сообщение Минпромторга дальше. Из него следует, что ничего еще не решено в принципе. Министерство сочиняет свои предложения в адрес премьера Мишустина, которые и представит на будущей неделе.
Хорошо осведомленный в теме главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков прямо и написал в своем ТГ-канале: по поводу утиля решения нет!
Как написал один читатель, запасаемся попкорном и ждем, что же решит премьер-министр. Возможно, Михаилу Мишустину сообщили, что проект Минпромторга на портале правовых актов набрал рекордные 130 тысяч дизлайков на считанное число лайков.