Стены с историей: архитекторы-реставраторы поделились ценной информацией о Кремле
Обо всем

Стены с историей: архитекторы-реставраторы поделились ценной информацией о Кремле

Дмитрий Белицкий/ АГН «Москва» Полезными данными о сооружениях Московского Кремля поделились сотрудники Федерального государственного унитарного предприятия «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» (ФГУП ЦНРПМ), выступившие с докладами на мастер-классе в рамках прошедшей в Москве IV профильной выставки «ПРОреставрацию». По словам руководителя научного отдела ФГУП ЦНРПМ Татьяны Вятчаниной, эта информация о самом главном объекте России эксклюзивная, и до сих пор ее нигде нельзя было получить. Так, немало мифов связано с башнями и стенами Кремля, и многое из того, что рассказали о них архитекторы-реставраторы, позволяет отделить правду от вымыслов.

Удивительная конструкция

Свой рассказ про стены и башни Московского Кремля архитектор-реставратор Александр Урадовских начал с сообщения об очередном этапе реставрационных работ, идущем с 2015 года: пока отреставрированы не все объекты, и сейчас они находятся в разной степени готовности. При этом докладчик напомнил, что южная сторона пострадала в XVIII веке при строительстве Большого Кремлевского дворца. Башни сохранились, но прясла стены нет, и после восстановления зубцы стали уже. Часть объектов пострадала в XIX веке во время Отечественной войны.

Кремлевские стены представляют собой показательный образец инженерной науки: с двух сторон они обложены кирпичом, а внутри имеют забутовку, поэтому в течение всего своего существования регулярно ремонтировались. На представленном Александром Урадовских снимке было видно, что стена практически наполовину перебрана. Жесткости такая конструкция не имеет, но при этом в течение уже нескольких столетий стабильна, что само по себе удивительно. Исследования, проведенные в 2019 году, когда пробуривались отверстия, показали, что эта забутовка находится во влажном или взвешенном состоянии, напоминающем студень, а иногда даже в текучем состоянии, но ее удерживают прикладки в 2-3 кирпича.

На других фотографиях видно, что в ходе проводившихся в начале XX века масштабных реставрационных работ внутренняя прикладка перекладывалась полностью.

Боевой ход Кремля сейчас заполнен инженерными коммуникациями, которые появились во второй половине XX века. Первоначальная белокаменная выстилка боевого хода сменилась потом асфальтовым покрытием.

Также в ходе реставрации были обследованы черепичные кровли. Внешне черепицы выглядят одинаково, но при ближайшем рассмотрении было выявлено два типа черепиц: большие черепицы отличаются от малых примерно на 5 см. Неожиданностью для реставраторов стала большая разбежка по цветам черепицы малого формата на Тайницкой башне: 5 из 8 тонов зеленые, а остальные — голубые, охристые и красно-коричневые. Кроме того, на Благовещенской башне был найден уникальный тип черепицы со скругленными краями.

Александр Урадовских продемонстрировал также отреставрированные в 2023-2024 годах гербы на фасаде Боровицкой башни. На одном гербе изображены единорог и лев, на втором — всадник с поднятым мечом, на третьем — двуглавый орел, больше похожий на двуглавого лебедя. В процессе их реставрации были зачеканены каверны и проведена биоцидная обработка.

В отношении завершения кремлевских башен докладчик сообщил, что металлический каркас звезды находится в очень хорошем состоянии, коррозия отсутствует. При реставрации звезды до сих пор используются запасы стекла, хранящиеся в Кремле. Новое стекло по прежней технологии воспроизвести пока не удается.

От массивности до изящества

Подробностями устройства кремлевских башен поделилась архитектор-реставратор Галина Меньшикова. Самая массивная из них — Большая Арсенальная (Угловая Арсенальная), расположенная на северной стороне Кремля, представляет собой могучее сооружение. В этой 16-гранной высокой башне с толстыми стенами был устроен колодец, являвшийся источником питьевой воды на случай осады. Как ни пытались впоследствии, при постройке Арсенала, заглушить ключ, из этого ничего не получилось. И даже в наши дни, в 2014 году, по свидетельству Галины Меньшиковой, вокруг него стояла вода и лежали дощечки, чтобы по ним можно было передвигаться.

На плане нижнего яруса башни Галина Меньшикова также обратила внимание слушателей на лестницу, узкий коридор и прямоугольное помещение рядом с башней. Это помещение находится за пределами Кремлевской стены, примерно под могилой Неизвестного солдата, и представляет собой сводчатую конструкцию. Низкий свод очень влажный, и там постоянно образуются тонкие известковые сталактиты. Скорее всего, это помещение, по мнению Галины Меньшиковой, использовалось в качестве так называемого слуха, предназначенного для обнаружения вражеских подкопов под стены крепости.

Другая башня — Беклемишевская (Москворецкая) — отличается не большим диаметром, а стройностью, которой она обязана тому обстоятельству, что в конце XV века, когда ее строили, по словам Галины Меньшиковой, не было геодезистов. В результате, когда потом начали строить стену, которая идет по Васильевскому спуску, эта стена оказалась выше, чем построенная башня. Вот почему верхушку башни разобрали и надстроили.

Множество интересных подробностей о Спасской башне привела в своем докладе архитектор-реставратор Ирина Любимова. Благодаря им эта суровая башня, которая воспринимается нами сейчас как государственный символ, предстает совсем в другом свете, а точнее, в многоцветье. Например, нижний проезд башни раньше украшала масштабная многоцветная орнаментальная роспись, которая была зафиксирована на фотографиях начала ХХ века. Но в советские времена эта живопись была забелена и от нее не осталось ни одного фрагмента. На месте привычного нынешнего циферблата часов были найдены живописные фрагменты старого циферблата, который был без стрелок и вращался самостоятельно. Растительный орнамент на башне в сочетании с изображениями разнообразных животных составлял чарующий глаз мир природы. Фигурки прекрасных львов и птиц дополнял двуглавый орел на башне.

Бронзовые орлы на кремлевских башнях были очень объемные, и поскольку цельная отливка из бронзы представляла собой слишком тяжелый элемент, их изготовили методом выколотки по модели из бронзы. Как известно, в 1935 году они были демонтированы, и на смену им пришли пятиконечные звезды.

Алексей ЕМЕЛЬЯНОВ, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы:

Алексей Емельянов.jpg

«В этом году выставку «ПРОреставрацию. Импортозамещение в реставрационных материалах и технологиях» посетили около 20 тысяч жителей и гостей нашего города. Программа была очень насыщенной. В общей сложности в течение четырех дней состоялось почти 200 мероприятий: презентации, лекции, круглые столы, мастер-классы и многое другое. Традиционно отечественные компании представили свыше 100 передовых решений и технологий в сфере сохранения памятников архитектуры»

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.