Выброс Бойковой, юбка Чок и сальто Стеллато-Дудек: почему в современном фигурном катании важно удивлять
Обо всем

Выброс Бойковой, юбка Чок и сальто Стеллато-Дудек: почему в современном фигурном катании важно удивлять

Победы Александры Степановой с Иваном Букиным и Александры Бойковой с Дмитрием Козловским на турнире танцевальных и спортивных пар в рамках второго этапа Гран-при России в Красноярске были отчасти прогнозируемы. Но при этом новые программы и тех и других заставили задуматься о том, что способность удивлять в современном фигурном катании становится часто катализатором успеха с прицелом на Олимпийские игры. Причём поводы для изумления могут быть совершенно разными, что, к примеру, наглядно демонстрируют Мэдисон Чок и Динна Стеллато-Дудек на международном уровне.

Комментируя состязания мужчин в первый день турнира, олимпийский чемпион Алексей Ягудин назвал прокаты трагедией для тех, кто сидит у микрофона: мол, всегда хочется видеть чистые выступления и рассказывать о них, а тут такое. Количество ошибок на мужском льду действительно зашкаливало: мысленно хотелось даже убедить себя в том, что просто такой день — когда всё валится из рук, причём не только у парней. В том же парном катании сразу у двух дуэтов случились нелепейшие падения в тодесах, а это куда более экзотическая история, нежели пластания по льду после четверных и даже тройных прыжков.

С другой стороны, с тодеса (и не где-нибудь, а на чемпионате мира — 2012) приходилось «улетать» даже таким асам, как Татьяна Волосожар и Максим Траньков. Пара была невероятно хорошо готова к тем соревнованиям, настраивалась на то, чтобы одержать первую победу, но… Как вспоминал тогда сам Максим, вроде только что всё было в порядке — и вдруг лежишь на льду, совершенно не понимая, что случилось и почему.

Александра Степанова и Иван Букин захватили лидерство после ритм-танца на втором этапе серии Гран-при России по фигурному катанию….

Этап Гран-при России — это, конечно же, не чемпионат мира. Рискну сказать, что выдающихся прокатов здесь не особо ждали даже от фаворита мужского турнира Николая Угожаева: прекрасно владеющий всеми прыжками спортсмен пока не может похвастать стабильностью их исполнения в соревнованиях. Поэтому и не получается воспринимать ошибки как трагедию. Всё-таки начало сезона, не самый представительный состав участников, никто не застрахован, как говорится.

Хедлайнеров на этапе было по большому счёту всего двое: Александра Степанова и Иван Букин — в танцах на льду и Александра Бойкова с Дмитрием Козловским — в парах. И те и другие, лишившись возможности поехать на Олимпиаду в Милан, сделали непростой для себя выбор — продолжить карьеру ещё на один олимпийский цикл. В таких случаях спортсмен всегда задаёт себе вопрос, сможет ли он соответствовать тем реалиям, в которых окажется. Тем более сейчас, когда фигурное катание стало столь стремительно меняться. Уходить в умение вписывать сложнейшие элементы в максимально непринуждённую танцевальную канву в парном и одиночном катании и в скорость, ритм и акробатику — в танцах.

Наиболее мощную трансформацию танцы, пожалуй, пережили в 2010-м, когда канадцы Тесса Вертью и Скотт Моир стали олимпийскими чемпионами в Ванкувере, а американцы Мэрил Дэвис и Чарли Уайт заняли второе место. Результат не выглядел внезапным триумфом, скорее итогом планомернейшей работы выдающегося тренерского тандема Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда, превративших выступления подопечных в спорт совершенно иного порядка, нежели было до того.

Сейчас уже мало кто помнит, насколько тщательно тренеры подходили к процессу. Музыка для чемпионских программ ждала своего исполнителя несколько лет (та же история повторилась спустя четыре года на Играх в Сочи). Костюм, в котором Тесса выходила на олимпийский лёд, был пятым (!!!) — предыдущие четыре были опробованы на более ранних турнирах и там же забракованы. И всё это помимо сложнейших акробатических поддержек и идеальной отточенности не менее сложных шагов.

В совокупности это привело к тому, что Игры-2010 стали первыми за два десятка предшествующих лет, где справедливость танцевальных результатов не подвергалась ни малейшему сомнению. В отличие, кстати, от олимпийской истории Пхёнчхана, когда запредельную сложность элементов и шагов освоили уже все, а Вертью и Моир стали чемпионами отчасти потому, что у Габриэлы Пападакис в коротком (и проигранном французами) танце расстегнулась застёжка на платье.

Наблюдая за тем, как сейчас идут к своим четвёртым совместным Играм Мэдисон Чок и Эван Бейтс, можно усмотреть некую аналогию с легендарной канадской парой — с той лишь разницей, что Тесса со Скоттом начали побеждать в достаточно юном возрасте, а американцы — лишь на излёте карьеры. На Играх-2022 Чок и Бейтс получили золото в командном турнире (оно перешло к США после дисквалификации Камилы Валиевой), в личном турнире стали лишь четвёртыми, а после три года подряд забирали титул чемпионов мира.

На протяжении нескольких последних лет фигуристы непрерывно удивляли. Выбором музыки, постановками, костюмами собственного авторства, но больше всего — невероятной свежестью катания. Собственно, и сейчас они верны себе: сезон толком не успел начаться, а фигурнокатательный мир безостановочно обсуждает юбку Мэдисон, которая стала таким же хайлайтом, как возвращение в танцы Гийома Сизерона с новой партнёршей. От юбки разговоры переходят к музыке, к танцу, к прошлым и наиболее ярким программам дуэта и так далее. Иначе говоря, Мэди и Эван вот уже который сезон заставляют мир крутиться вокруг себя, и даже их не самые удачные прокаты порой воспринимаются как победы.

Заставить публику говорить исключительно о себе — умение, которое в танцах на льду составляет львиную долю успеха. Применительно к российским танцам таким дуэтом год назад стали Василиса Кагановская и Максим Некрасов, которые сейчас выглядят вполне способными бороться за позиции первого дуэта страны с Александрой Степановой и Иваном Букиным.

Молодым в этом плане всегда проще. Они могут позволить себе любые эксперименты и любой риск, не боясь ошибиться, в то время как титулы многократно усиливают страх выходить за рамки привычного. Но и не выходить нельзя: как только фигуристы теряют способность удивлять, они становятся неинтересны. Именно поэтому так ценен ритм-танец Александры и Ивана, показанный в Красноярске: да, он не выглядел вкатанным, местами оставляла желать лучшего синхронность движений, но за постановкой интересно наблюдать, она предполагает очень мощное развитие. Поэтому и хотелось уже поскорее увидеть произвольный танец.

Василиса Кагановская и Максим Некрасов стали победителями первого этапа Гран-при России в Магнитогорске, выиграв произвольный танец у…

Какой-то особенной новизны в нём, к сожалению, не прозвучало. Можно даже сказать, что Саше с Иваном не повезло оказаться в стартовом протоколе после основных соперников: слишком бросалось в глаза различие в скорости катания.

Что это такое, в своё время наглядно объяснила Ирина Роднина, сравнивая прокаты Елены Бережной — Антона Сихарулидзе и канадской пары Джеми Сале — Давида Пеллетье на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, где обоим дуэтам после довольно скандального разбирательства были вручены золотые медали. Когда я обратилась к трёхкратной олимпийской чемпионке за комментарием, она сказала: «Вы же наверняка водите машину? Есть разница — совершать манёвры на скорости 40 км/ч или разгоняться до 100?»

Другой вопрос, что элементы Степановой и Букина были отплюсованы более щедро и тоже заслуженно: слаженность пары и химия между партнёрами на льду реально заслуживали восхищения.

В прочих дисциплинах фигурного катания работают те же самые механизмы. Выход за рамки стандартных для себя программ стал, на мой взгляд, главной причиной того, что Александра Бойкова и Дмитрий Козловский стали восприниматься как спортсмены, всерьёз настроенные на то, чтобы взять на себя роль лидеров сезона, а то и четырёхлетия в парном катании, где молодые пары (и это очевидно) всерьёз намерены покусать «старичков», а то и сместить их на вторые позиции. Четверной выброс в исполнении Александры и Дмитрия, который фигуристы уже не впервые в сезоне намерены показать в произвольной программе, — это не просто элемент, способный повысить базовую стоимость контента. Скорее посыл: мы здесь, мы не стоим на месте, мы не боимся рисковать и готовы сражаться с кем угодно!

И сразу стало интересно: что именно сумеют противопоставить этой паре экс-чемпионы мира Анастасия Мишина и Александр Галлямов, когда через неделю сойдутся в очном противостоянии на этапе Гран-при в Казани?

Сетовать на то, что фигурное катание слишком сильно уходит в ультра-си и акробатику, уже бессмысленно — таков современный тренд развития. Да и дело, наверное, не в тренде. Та же Динна Стеллато-Дудек, в 42 года победившая на этапе Гран-при в Канаде, делает в произвольной программе заднее сальто не потому, что это модно, а из желания раздвинуть рамки собственных возможностей, понять: «А могу ли я?» Равно как и Илья Малинин, который в тот же день, что в Красноярске состязались мужчины, установил новый рекорд в произвольной программе, набрав 138,49 за технику и 228,97 — за прокат в целом. И это без четверного акселя.

Понятно, что программа с шестью различными четверными прыжками остаётся для большинства одиночников мира пределом мечтаний, но ориентир-то, согласитесь, неплохой?

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.