Ударив по КТК, ВСУ попали по нефтегигантам Запада: недосчитаются почти миллиарда
Атака ВСУ на морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) ударит прежде всего по интересам западных нефтегигантов, которые контролируют все три мегапроекта в Казахстане. За два месяца сниженной работы КТК те потеряют более $ 800 млн выручки. При этом перенаправление нефти по другим направлениям будет крайне ограничено, считают эксперты.
В субботу ВСУ атаковали морскими дронами морской терминал КТК, через который экспортируется 80% казахстанской нефти. Из строя вывели одно из трех выносных причальных устройств (ВПУ) и в работе останется только одно. Третье находится на ремонте. Два новых ВПУ сейчас изготавливаются на верфи в ОАЭ и их ожидали получить в январе. По последним данным, как сообщает телеграм-канал «Нефть и газ Казахстана», Drydocks World Dubai сдаст новые устройства в декабре. С учетом установки пониженные загрузки на КТК могут продлиться два месяца.
Что это будет значить для казахстанского экспорта? За 2024 год через морской терминал КТК отгрузили 63 млн тонн нефти. 54 млн тонн из них — из трех мегапроектов в Казахстане: Тенгиз, Карачаганак и Кашаган.
Работа двух ВПУ позволяла в 2024 году поддерживать среднемесячные загрузки на танкеры на уровне около 5,2 млн тонн — два танкера в сутки. Опыт прошлых лет показывает, что в конфигурации одного ВПУ терминал способен переваливать около 3,5 млн тонн в месяц.
Если работа на сниженном уровне продлится два месяца, то на танкеры не смогут загрузить за это время около 3,5 млн тонн нефти или более 25 млн баррелей.
«К сожалению, необходимо констатировать, что КТК практически не имеет альтернативы для Казахстана. Полностью перенаправить нефть через альтернативные маршруты, как заявило Минэнерго Казахстана, скорее всего, не получится. Возможно, что в ближайшее время мы увидим рост загрузки трубопровода „Дружба“, через который казахстанская нефть попадает в Германию», — говорит аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко.
Советник управляющего фонда «Индустриальный код» Максим Шапошников отмечает, что можно использовать транскаспийский маршрут через Баку-Тбилиси-Джейхан в Турцию, но нужно расширять пропускную мощность портов и нарастить флот танкеров в Каспийском море.
«Да и стоимость транспортировки там втрое выше стоимости текущего маршрута. Можно увеличить поставки в Китай, но мощности малы. Третьей альтернативой являются поставки через Россию по нефтепроводу Узень-Атырау-Самара до Усть-Луги», — говорит эксперт.
Есть еще железнодорожные перевозки, но они физически не способны обработать объёмы, сравнимые с морской погрузкой.
Поэтому в сумме альтернативные пути способны принять не больше 1 млн тонн нефти за два месяца, а оставшиеся около 2,5 млн тонн (18 млн баррелей) и будут чистой потерей экспортного потока.
«Оценить точно сложно, предполагаем, что сокращение казахстанского экспорта составит не более 30%», — замечает Николай Дудченко.
При цене около $ 62 за баррель совокупный недополученный доход от экспорта нефти из Казахстана может составить за два месяца $ 1,13 млрд. Часть объёмов может быть отгружена позже — когда ВПУ заменят. Но рынок нефти живёт в режиме непрерывного ценообразования, и задержки всегда ведут к потерям стоимости. И главное — часть танкеров просто не придёт повторно: логистические слоты будут уже заняты. Таким образом, даже кратковременное ограничение терминала приводит к реальной потере экспортной выручки более миллиарда долларов.
А так как западные нефтегиганты — Chevron, ExxonMobil, Shell, Eni и другие — контролируют все три мегапроекта в Казахстане, то львиная доля неполученной выручки придется на них — более $ 800 млн. Особенно чувствительно это будет для Chevron, для которой Тенгизское месторождение — одно из основных. Американская компания контролирует 50% проекта.
Еще более $ 300 млн могут составить потери «КазМунайГаза».
Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков замечает, что выпадение выручки у западных компаний скажется на том, что они меньше налогов заплатят Казахстану.
«В итоге удар по бюджету Казахстана будет», — считает ведущий аналитик ФНЭБ.
Но и это может быть еще не все. Перенаправление части объемов и мощности хранения в Казахстане и на КТК позволят не сбавлять объемы добычи в стране, но максимум на месяц. Далее компаниям придется вносить уже корректировки в график добычи.
В этой ситуации положительным будет только тот факт, что Казахстан сможет наконец выполнять свои квоты по ОПЕК+ и прекратит нарушать условия сделки.
«В ближайшие несколько месяцев просадка экспорта будет иметь место, но, думаю, что к февралю поставки вернутся на прежние уровни, если, конечно, гражданское судоходство в Чёрном море не будет парализовано постоянными атаками», — добавляет советник управляющего фонда «Индустриальный код» Максим Шапошников.

