
Закрепили успех: 11-е испытание ракеты-носителя Starship прошло по плану
Программу полета удалось выполнить по всем пунктам
В ночь на 14 октября американская космическая компания SpaceX провела одиннадцатое по счету испытание своей сверхмощной ракеты-носителя Starship. Как и предыдущая попытка, оно увенчалось успехом.
Оглавление
ToggleЧто такое Starship
Starship представляет собой ракету-носитель сверхтяжелого класса, состоящую из 71-метровой первой ступени Super Heavy с 33 двигателями Raptor 2, работающими на метане и кислороде, и 52-метровой второй ступени — собственно космического корабля Starship с шестью «Рапторами» (три из них адаптированы для работы в вакууме), который разрабатывается для доставки грузов и людей на земную орбиту, Луну и Марс.
Общая высота ракеты-носителя в сборе составляет 123 метра. На сегодняшний день это самая мощная ракета-носитель в истории и первая ракета, которая создается как полностью многоразовая.
К середине октября 2025 года компания Илона Маска провела десять орбитальных испытаний Starship и добилась определенных успехов, однако седьмое, восьмое и девятое испытания, в которых использовалась значительно модернизированная версия второй ступени, закончились неудачами.
В первых двух случаях прототип корабля взорвался вскоре после отделения от первой ступени из-за проблем с новой топливной системой, а во время девятого испытания в мае 2025-го из-за них же не смог выполнить программу полета — тогда прототип потерял ориентацию, не смог набрать нужную высоту, вошел в атмосферу раньше запланированного и разрушился над океаном. Это произошло из-за утечки метана из расположенного в носовой части основного топливного бака.
В августе компании Илона Маска удалось реабилитироваться — десятое испытание прошло почти в полном соответствии с планом. Для закрепления успеха в SpaceX решили провести следующий пуск Starship по схожей программе. При этом в компании отмечали, что 11-е испытание станет последним для текущей модификации Starship: в 12-й полет отправится обновленная ракета, которая среди прочего прибавит пару метров в высоту.
Как прошло 11-е испытание Starship
План испытания
Анонсированная SpaceX схема 11-го испытательного пуска была почти такой же как и во время нескольких предыдущих попыток. В этой миссии компания решила во второй раз в истории повторно использовать первую ступень Super Heavy — для испытания выбрали ступень, летавшую в космос и благополучно вернувшуюся на космодром в марте 2025-го во время восьмого теста ракеты-носителя. Перед полетом на Super Heavy заменили девять из 33 двигателей.
В этот раз компания снова не собиралась ловить первую ступень с помощью установленного на стартовой площадке в Техасе захвата под названием «Мехазилла» — вместо этого ступень, которой во время обратного полета предстояло проделать несколько тестовых маневров, а также включить на финальном этапе торможения пяти двигателей вместо трех, должна была приводниться в Мексиканском заливе, как и в прошлый раз.
Прототип корабля после отделения от ступени Super Heavy должен был выйти на суборбитальную траекторию. Во время полета ему предстояло выпустить макеты восьми спутников системы Starlink нового поколения — в будущем выведение на орбиту аппаратов этой системы спутникового интернета SpaceX станет одной из основных задач Starship. Также прототип должен был провести тестовое включение одного двигателя.
На финальной стадии испытания Starship предстояло войти в атмосферу и мягко приводниться в Индийском океане к западу от побережья Австралии. Возвращение корабля должно было проходить по траектории, предусматривающей повышенные аэродинамические нагрузки, а для проверки прототипа корабля на прочность с его поверхности в очередной раз демонтировали часть термозащитных плиток.
Схема одиннадцатого испытания Starship
Ход испытания
В итоге одиннадцатое испытание Starship прошло по плану, хотя и с незначительными сбоями. Ракета-носитель стартовала 14 октября в 2 часа 24 минуты по московскому времени с площадки SpaceX в Бока-Чика.
На высоте около 65 километров ступень Super Heavy отделилась от Starship, после чего стала снижаться, выполняя запланированные маневры, а спустя 6 минут 48 секунд после старта мягко приводнилась в Мексиканском заливе в полном соответствии с программой полета.
Что же до Starship, то использовавшийся в этом испытании прототип продолжил полет, преодолел границу космоса и вышел на суборбитальную траекторию, хотя на нем, судя по кадрам трансляции, произошла небольшая утечка топлива, а на 13-й минуте в двигательном отсеке произошел небольшой взрыв.
Спустя примерно 19 минут после взлета начался процесс выведения макетов спутников Starlink — в течение шести минут все имитаторы покинули грузовой отсек через узкий люк. Поскольку прототип Starship не достиг орбитальной скорости, выпущенные макеты космических аппаратов вскоре планово вошли в плотные слои земной атмосферы и сгорели в ней.
После успешной демонстрации возможностей вывода полезной нагрузки прототип Starship, достигший высоты 192 километра, начал снижение. Через 38 минут после старта он успешно провел тестовое включение одного двигателя, а спустя еще примерно 5 минут корабль вошел в атмосферу. Как и во время нескольких предыдущих испытаний, вскоре прототип Starship окружили яркие потоки плазмы, создающие помехи для трансляции.
При этом планово лишенный части теплозащиты корабль, судя по всему, перенес снижение несколько лучше предшественника: нагрев в плотных слоях атмосферы не вызвал серьезных разрушений. На последней минуте полета сохранивший ориентацию Starship окончательно погасил скорость, включил двигатели, принял вертикальное положение, и мягко приводнился в заданной точке в Индийском океане, где его поджидал оснащенный камерой буй.
Сразу после касания поверхности воды корабль упал на бок и взорвался, но это событие можно назвать плановым для такой схемы посадки — в будущем Starship собираются ловить «Мехазиллой», как и ступень Super Heavy. Окончание испытания ознаменовалось ликующими криками сотрудников SpaceX, наблюдавших за трансляцией.
Несмотря на второй подряд успешный пуск, Starship предстоит пройти еще множество доработок, прежде чем новую ракету-носитель можно будет вводить в эксплуатацию. Между тем от исхода дальнейших испытаний Starship отчасти зависит будущее лунной программы NASA «Артемида» (Artemis).
Дело в том, что ранее именно специальная модификация Starship, существующая сейчас лишь в чертежах и макетах, была выбрана в качестве посадочного модуля, который должен доставить американских астронавтов на Луну с орбиты спутника после затянувшегося более чем на полвека перерыва. Сейчас высадка запланирована на 2027 год, но, скорее всего, ее придется отложить еще на год или два.
Подробнее об истории первых шести испытательных пусков перспективной ракеты-носителя SpaceX читайте в нашем материале.